ЖИТИЯ СВЯТЫХ

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

ЖИТИЯ́ СВЯТЫ́Х, агиография (от греч. hágios — святой и gráphō — пишу), рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью; один из основных литературных жанров средневековья. Отличаются от биографии присущей им религиозной целью прославления своего героя. Ж. с. сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), Деяний апостолов (см. Библия), в т. ч. апокрифических, связанных с эллинистическим романом (см. Эллинистическая литература), и других памятников ранней христианской литературы в IV—V вв. (житие Антония Великого, Афанасия Александрийского; «Лавсаик» Палладия Еленопольского, около 420). В полном или кратком виде вскоре начали циклизироваться по календарному («Минеи Четьи», Синаксарь, Пролог) или локальному (патерики) принципу. Постепенно вырабатываются житийные каноны, по которым пишутся новые и перерабатываются старые (Симеон Метафраст, X в.) Ж. с. (рождение от благочестивых родителей, рано пробудившаяся набожность, аскетические или проповеднические подвиги и т. д.); к Ж. с. присоединяются чудеса (miracula), творимые мощами святого, и похвальное ему слово. Ж. с. вобрали ряд международных, нередко дохристианских повествовательных мотивов и образов. Несмотря на церковное назначение житийных произведений, сюжетно-повествовательный характер Ж. с. удовлетворял потребности в чтении народов Византии, Западной Европы и славянских стран.

Переводные греческие Ж. с. (Антония Великого; Алексея человека божия; Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифогюльским, VI в., и др.) и латинские (Вита) Ж. с., часто через посредство Болгарии, рано появились в Древней Руси. В XI—XII вв. создаются первые древнерусские Ж. с. (Феодосия Печерского, «Чтение» о Борисе и Глебе, написанные Нестором; Леонтия Ростовского). Особым жанром являются княжеские жития («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»), испытавшие влияние воинской повести. Расцвет агиографии приходится на конец XIV—XV вв. и связан со «вторым южнославянским влиянием» (Ж. с., написанные митрополитом Киприаном, Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом, отличающиеся экспрессивно-эмоциональным стилем). Ж. с. Пахомия стали формальными образцами для последующей официальной агиографии. Во 2‑й половине XV в. создаются жития-повести, основанные на рассказах и легендах, ходивших в устной традиции («Житие Михаила Клопского», «Повесть о Петре, царевиче Ордынском»).

Особенно много новых и переделок старых житий русских святых появилось в XVI в. в связи с канонизацией русских святых (соборы 1547, 1549) и составлением «Великих Миней Четьих» (см. в ст. «Минеи Четьи»); тогда же написана агиографии. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Прегрешного — выдающийся памятник древнерусской литературы. В XVII в. происходит постепенная деформация агиография, канона, Ж. с. сближаются с бытовой повестью («Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии»). Решительно преобразуется житийная схема в «Житии протопопа Аввакума».

В XVIII—XIX вв. Ж. с. в России, как и в других странах, вытесняются на периферию литературы; многие из них перешли в фольклор. Ж. с. многократно использовались русскими (А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой) и западноевропейскими (Г. Флобер, А. Франс) писателями XVIII—XIX вв.

Издания и литература:
Ключевский В. О., Древнерус. жития святых как историч. источник, М., 1871;
Сергий (Спасский) архимандрит. Полный месяцеслов Востока, т. 1—2, М., 1875 — 1876;
Барсуков Н. П., Источники рус. агиографии, СПБ, 1882;
Лихачев Д. С., Человек в литературе Др. Руси, М., 1970;
Halkin F. (ed), Bibliotheca hagiographica graeca, t. 1—3, Brux., 1957.

Д. М. Буланин.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЖИТИЯ СВЯТЫХ" в других словарях:

  • жития святых — жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Кроме биографических материалов жития святых включают молитвы, поучения и т. п. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи …   Энциклопедический словарь

  • Жития святых — произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Термин «Ж. с.» болгарский. Т. к. христианство не было однородно по составу …   Литературная энциклопедия

  • Жития святых — повествования о почитаемых церковью святых; самый распространенный жанр др. рус. литры. Ж. С. отличаются от биографий присущей им религ. целью содержат призыв к подражанию и подвижничеству и раскрывают божеств. силу, действующую в описываемых… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ — биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках. Переработаны в 10 в. в Византии Симеоном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ — ЖИТИЯ СВЯТЫХ, жизнеописания лиц, канонизированных христианской церковью. В Римской империи сказания о христианских мучениках. В Древнерусском государстве распространялись переводные жития святых южных и западных славян и из Византии. Жития первых …   Современная энциклопедия

  • Жития святых — ЖИТИЯ СВЯТЫХ, жизнеописания лиц, канонизированных христианской церковью. В Римской империи сказания о христианских мучениках. В Древнерусском государстве распространялись переводные жития святых южных и западных славян и из Византии. Жития первых …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ — ЖИТИЯ СВЯТЫХ, жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской православной церковью. Первые Ж. с. назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах). Первые оригинальные русские Ж. с.… …   Русская история

  • Жития Святых — Житие (биос (греч.), vita (лат.))  жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно …   Википедия

  • Жития святых — Житие (биос (греч.), vita (лат.))  жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно …   Википедия

  • Жития святых — Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Ж. святых составляют едва ли не самый обширный отдел христ. литературы. Если не считать… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»