- ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЖИТИЯ́ СВЯТЫ́Х, агиография (от греч. hágios святой и gráphō пишу), рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью; один из основных литературных жанров средневековья. Отличаются от биографии присущей им религиозной целью прославления своего героя. Ж. с. сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), Деяний апостолов (см. Библия), в т. ч. апокрифических, связанных с эллинистическим романом (см. Эллинистическая литература), и других памятников ранней христианской литературы в IVV вв. (житие Антония Великого, Афанасия Александрийского; «Лавсаик» Палладия Еленопольского, около 420). В полном или кратком виде вскоре начали циклизироваться по календарному («Минеи Четьи», Синаксарь, Пролог) или локальному (патерики) принципу. Постепенно вырабатываются житийные каноны, по которым пишутся новые и перерабатываются старые (Симеон Метафраст, X в.) Ж. с. (рождение от благочестивых родителей, рано пробудившаяся набожность, аскетические или проповеднические подвиги и т. д.); к Ж. с. присоединяются чудеса (miracula), творимые мощами святого, и похвальное ему слово. Ж. с. вобрали ряд международных, нередко дохристианских повествовательных мотивов и образов. Несмотря на церковное назначение житийных произведений, сюжетно-повествовательный характер Ж. с. удовлетворял потребности в чтении народов Византии, Западной Европы и славянских стран.
Переводные греческие Ж. с. (Антония Великого; Алексея человека божия; Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифогюльским, VI в., и др.) и латинские (Вита) Ж. с., часто через посредство Болгарии, рано появились в Древней Руси. В XIXII вв. создаются первые древнерусские Ж. с. (Феодосия Печерского, «Чтение» о Борисе и Глебе, написанные Нестором; Леонтия Ростовского). Особым жанром являются княжеские жития («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»), испытавшие влияние воинской повести. Расцвет агиографии приходится на конец XIVXV вв. и связан со «вторым южнославянским влиянием» (Ж. с., написанные митрополитом Киприаном, Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом, отличающиеся экспрессивно-эмоциональным стилем). Ж. с. Пахомия стали формальными образцами для последующей официальной агиографии. Во 2‑й половине XV в. создаются жития-повести, основанные на рассказах и легендах, ходивших в устной традиции («Житие Михаила Клопского», «Повесть о Петре, царевиче Ордынском»).
Особенно много новых и переделок старых житий русских святых появилось в XVI в. в связи с канонизацией русских святых (соборы 1547, 1549) и составлением «Великих Миней Четьих» (см. в ст. «Минеи Четьи»); тогда же написана агиографии. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Прегрешного выдающийся памятник древнерусской литературы. В XVII в. происходит постепенная деформация агиография, канона, Ж. с. сближаются с бытовой повестью («Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии»). Решительно преобразуется житийная схема в «Житии протопопа Аввакума».
В XVIIIXIX вв. Ж. с. в России, как и в других странах, вытесняются на периферию литературы; многие из них перешли в фольклор. Ж. с. многократно использовались русскими (А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой) и западноевропейскими (Г. Флобер, А. Франс) писателями XVIIIXIX вв.
Издания и литература:
Ключевский В. О., Древнерус. жития святых как историч. источник, М., 1871;
Сергий (Спасский) архимандрит. Полный месяцеслов Востока, т. 12, М., 1875 1876;
Барсуков Н. П., Источники рус. агиографии, СПБ, 1882;
Лихачев Д. С., Человек в литературе Др. Руси, М., 1970;
Halkin F. (ed), Bibliotheca hagiographica graeca, t. 13, Brux., 1957.Д. М. Буланин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.